Многие организации проверяют своих будущих сотрудников. И это не простое желание работодателей, а серьезная необходимость. Ведь проверка кандидатов при приеме на работу осуществляется в государственных, банковских организациях. Многие учреждения, которые подразумевают огромный оборот денежных средств и непосредственную работу с важной информацией, обязаны тщательно проверять сотрудников, чтобы обеспечить правильное и безопасное функционирование предприятия. Сегодня компания HR-SECURITY расскажет о всех нюансах данного вопроса.
Проверка соискателей: почему она необходима?
Некоторые люди искренне удивляются, когда им нужна такая процедура перед трудоустройством. Но это абсолютно нормальная ситуация. И хотя, не все организации делают это, но многие прописывают такой пункт в своем статуте и проверяют кандидатов в соответствии с законом, не нарушая их прав. Процедура проверки кадров при приеме на работу необходима для того, чтобы:
- Не было распространения и утечки важных информационных данных.
- Для того, чтобы удостовериться в том, кандидат действительно подходит для вакантной должности. Именно поэтому проверяются документы об образовании, сертификаты и опыт работы.
- Для того, чтобы проверить психическое здоровье человека, его адекватность и соответствие его здоровья будущей работе.
- Проверить, сказал ли кандидат правду сразу или указал неверные, ложные данные о себе.
Она гарантирует то, что человек, который претендует на вакансию, сможет достойно выполнять свои обязанности, не будет «сливать» конфиденциальную информацию и принесет пользу, а не вред предприятию.
Кто проверяет будущих сотрудников?
О том, как проходит проверка кандидатов при приеме на работу можно говорить много. Этим занимается 2 органа: служба безопасности предприятия и отдел кадров. Иногда они работают « в паре», а бывают случаи, когда есть лишь один орган.
Служба безопасности есть на огромных предприятиях, больших финансовых учреждениях. Она представлена серьезными мужчинами, которые иногда одним только своим грозным видом пугают будущих сотрудников. Но не стоит пугаться: если у человека все хорошо, то сотрудники службы вполне доброжелательные, приятные люди, которые просто исполняют свою работу. Иногда такая служба представлена всего одним человеком, но бывает, что она имеет целую структуру, когда состоит из:
- Руководителя.
- Подразделений, что занимаются внутренней и информационной безопасностью.
- Подразделений, что отвечают за экономическую безопасность.
- Подразделений, что работают с кадрами.
Специалисты отдела кадров проверяют профессиональные навыки кандидатов, их карьерные успехи и опыт работы на прошлых местах работы. Они в основном заинтересованы в том, чтобы были улажены все официальные моменты: трудоустройство, увольнение из прошлого места работы, присутствовали необходимые документы и дипломы.
Какими методами проводиться процедура?
Проверка кандидатов при приеме на работу может осуществляться разными способами. Иногда используют только один метод, а бывает, что применяют совокупность разнообразных процедур. В основном методами являются:
- Собеседование с соискателем. С ним может разговаривать руководитель организации, сотрудник отдела кадров или заместитель директора.
- Иногда проверяют документы кандидата (паспорт, идентификационный код, диплом). Возможно, потребуется и справка о несудимости или дополнительные документы.
- Очень часто проводятся специальные тесты (логические, психологические, математические, профессиональные).
- Может проводиться проверка информации о работе соискателя на прежнем месте.
- Иногда кандидатов проверяют на полиграфе.
То, какой метод будет использован, зависит от требований предприятия. Но наличие хотя бы одного способа проверки должно быть.
На каких уровнях может быть проведена процедура?
Очень важно знать, как проверить сотрудника при приеме на работу. Обычно это делается на нескольких уровнях. Первым является поверхностный уровень. Здесь проверяются основные документы, никто не углубляется в достоверность информации, которая предоставлена соискателем. Такие проверки довольно быстрые. Обычно это делается, если человек идет на работу простым сотрудником и не несет большой материальной ответственности. Вторым уровнем считается средний. Здесь уже могут проверить не только официальную информацию, но и узнать побольше о человеке с предыдущего места работы, от соседей, коллег. С соискателем могут общаться дольше, расспрашивать больше. Обычно, это характерно, если набирают бухгалтеров, руководство среднего звена, сотрудников, которые несут материальную ответственность, а также имеют несколько подчиненных. Такая проверка несколько длиннее, чем поверхностная. Третьим уровнем считается углубленный. На этом этапе проверяется не только официальная и неофициальная информация, но и наличие судимостей, даже счетов в банке и кредитов, также иногда может собираться информация о ближайших родственниках. С таким человеком общается специалист из отдела кадров, службы безопасности, руководитель. Она может занять длительное время. Это характерно для должностей, что имеют огромную нагрузку, материальную ответственность, серьезные, важные.
Сколько этапов имеет проверка?
Чтобы человек получил желанную должность, иногда ему нужно пройти несколько разнообразных способов и методов проверки. Этапы проверки кандидатов на должность:
- Сначала человек должен заполнить анкету соискателя. В ней он укажет всю информацию, которая необходима.
- Далее должно произойти собеседование, которое проведет специалист отдела кадров или руководитель компании.
- Если все предыдущие этапы были успешны, документы передадут в службу безопасности.
- Затем проводиться проверка всех документов и сведений о кандидате. Обычно главными критерии есть отсутствие судимостей, достоверные данные паспорта и иных документов, правдивые сведения о месте учебы и работы.
- После того может следовать проверка на полиграфе. Но этот этап не является уж очень распространенным. Многие компании просто не могут себе его позволить.
- Иногда человек должен пройти тесты, тестовые задания или даже испытательный срок, как один из этапов проверки. В каждой компании это по – разному.
Этапы проверки кандидатов при приеме на работу могут быть довольно длительными по времени, могут иметь разнообразные нюансы, в зависимости от должности, материальной ответственности. Но все они подразумевают только одно – понять насколько человек честен, правдив, порядочен и готов к вакантной должности.
Как анализировать и проверять полученную информацию
Проверка кандидата на работу службой безопасности очень важна (больше о СБ). Ведь, если претендент не пройдет её, то не сможет работать. Но необходимо не просто собрать информацию, но и правильно проанализировать её:
- Следует посмотреть, что было до того, как человек пришел на прежнюю работу, и что стало после этого. Это может касаться не только руководителей, но и рядовых работников. Так будет легче оценить то, почему человек уволился с предыдущей работы.
- Необходимо понять, действительно ли человек заинтересован в работе на конкретном предприятии или же он просто «засланный казачок» конкурентов? Следует понять, может ли он работать на других, заниматься промышленным шпионажем.
- Хорошо понять насколько человек уравновешенный, устойчив к стрессу, не был ли он на учете в психоневрологическом диспансере.
Только после того, как будет предоставлено четкое заключение о конкретном кандидате, он может приступать к работе.
Проверка кандидатов – важный и нужный этап. Он помогает распознать хорошего сотрудника и отличного специалиста. Но проводиться должен только соответствующими органами и без нарушения прав человека о персональных данных.